Президент подписал
закон, детально регламентирующий применение силы сотрудниками тюремного ведомства. Новые нормы призваны с одной стороны защитить заключенных от произвола. А с другой - уберечь людей в погонах от проблем, когда сила была применена правильно.
Адвокаты Самары смогут помочь в сложной ситуации.
Теперь особо прописаны случаи, когда гражданин начальник вправе открывать огонь или пускать в дело дубинку. Любопытное новшество: использовать силовые аргументы можно не только в отношении заключенных, но и тех, кто находится под домашним арестом. Или отбывает обязательные работы: трудится по приговору суда в свободное время на благо общества. Расширен и перечень специальных средств. Например, можно будет использовать электрошокеры. При этом закон рекомендует по возможности фиксировать на видео ситуации, где сотрудники казенных домов действовали силой. Наличие записей снимет многие вопросы в ходе последующего разбирательства.
Еще на стадии обсуждения документ вызвал широкий резонанс. Изначальный проект расширял права сотрудников казенных домов так, что фактически даже косой взгляд в сторону гражданина начальника мог бы выйти боком. Разработчики проекта уверяли, что подобные подходы необходимы. За решеткой люди встречаются разные. Немало среди них особо опасных граждан, от чьих приговоров, если читать в подробностях, мороз бежит по коже. С ними нельзя мягко. Однако возникла и другая точка зрения. Правозащитники резко раскритиковали предложенный проект. По их мнению, первоначальная редакция чуть ли не узаконивала пытки за решеткой. Свои аргументы были и у той, и другой стороны.
Руководство Федеральной службы исполнения наказаний вступило в конструктивный диалог с правозащитниками, чтобы выработать компромиссные решения. В итоге ко второму чтению проект значительно изменили, смягчив многие положения. Закон обязывает принять меры, чтобы обеспечить наименьшее причинение вреда заключенным. Сила должна быть разумной. Нельзя войти в раж и перестараться. Правила обязывают обеспечить безотлагательное предоставление медицинской помощи пострадавшим, и сделать все необходимое, чтобы медики зафиксировали телесные повреждения у заключенных. О каждом случае применения силы должен уведомляться прокурор. Важное новшество документа в том, что сотрудникам тюремного ведомства разрешат применять силу и против гражданских, бунтующих возле казенных домов. Часовым даже разрешат стрелять "для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты уголовно-исполнительной системы". Но это все же крайний случай, когда неуправляемая толпа действительно пытается разнести тюрьму в щепки. Или криминальные отряды пытаются освободить из тюрьмы какого-то главаря. В жизни такое бывает редко.
К тому же в законе указано, что сотрудник уголовно-исполнительной системы не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если от стрельбы могут пострадать случайные лица. Поэтому часовые должны открывать огонь лишь в том случае, когда в зоне поражения окажутся исключительно бандиты, штурмующие тюрьму. К счастью, это скорее гипотетическая ситуация. Зато возле колоний время от времени происходят стихийные митинги, связанные с событиями внутри колонии. Например, родственники сидельцев приходят выразить обеспокоенность происходящим, так как по их информации в тюрьме случилось нечто нехорошее. Как правило, версии администрации и правозащитников на произошедшее расходятся. Как бы то ни было, если придерживаться строго буквы нового закона, он не дает сотрудникам ФСИН права хвататься за дубинки, чтобы разогнать толпу гражданских, или бросать в митингующих шумовые гранаты. Всегда надо искать не силовые способы разрешения конфликта. Разрядить обстановку обычно помогают диалог и открытость.
Руководители ФСИН не раз сообщали, что выбирают именно такой путь. Согласно принятому закону, применять силу можно для защиты казенных домов, блокирования групп граждан, совершающих противоправные действия на прилегающих к тюрьмам территориях. При этом есть оговорка: речь о территории, на которой установлены режимные требования. То есть нечто опасное должно происходить буквально у стен казенного дома. Границы такой режимной территории выделяются по согласованию с местными властями, и обозначаются предупредительными знаками. Перечень специальных средств, которые разрешено использовать сотрудникам ФСИН, будет установлен правительством. Закон прописывает и существенные ограничения на применения спецсредств. Бить по арестантам водой из водометов нельзя при температуре ниже нуля. Не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца. Нельзя тыкать электрошокером в область головы, шеи, солнечного сплетения, половых органов, проекции сердца.
Конечно, всегда желательно, чтобы тюремщик действовал исключительно силой убеждения. Однако, как показывает практика, просто убеждения не всегда достаточно, особенно если перед тобой матерый уголовник, закоренелый убийца или опытный бандит. Более того, не редкость, когда арестанты сами нападают на охранников. Поэтому сотрудникам ведомства предписали проходить спецподготовку, чтобы всегда могли дать отпор.
Отдельная глава посвящена гарантиям личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы. В угрожающих ситуациях (прописанных в законе), сотрудник вправе достать огнестрельное оружие. При попытке заключенного приблизиться, сократив указанное гражданином начальником расстояние или вообще прикоснуться к оружие, сотрудник вправе стрелять. Сотрудник уголовно-исполнительной системы не несет ответственность за вред, причиненный при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если их применение было признано правомерным. Заведомо незаконные приказы и распоряжения о применении физической силы, спецсредств и оружия выполнению не подлежат.
Еще важное положение: применять силу разрешено не только в отношении заключенных. Суды активно применяют так называемые альтернативные наказания: ограничение свободы, обязательные работы и т.д. То есть люди отбывают срок дома, выполняя некоторые обязанности. При ограничении свободы - человек не должен нарушать установленные запреты. При обязательных работах - осужденный работает на благо общества в свободное время. Контролируют таких осужденных уголовно-исполнительные инспекции. Они же надзирают и за теми, кто помещен под домашний арест. Закон разрешил сотрудникам инспекция также применять силу и спецсредства - для собственной защиты. Это право необходимо на тот случай, если поднадзорный проявит агрессию.