МВД хочет реформировать порядок дознания в сокращенной форме, чтобы сократить издержки по расследованию дел и увеличить долю дел, проводящихся по такой процедуре. Судя по планам ведомства, основанием для ее применения даже без согласия потерпевшего и подозреваемого может стать "очевидность причастности лица к совершению преступления". Ускорение работы на этапе дознания может разгрузить правоохранителей, говорят эксперты, но оно не должно дать "дополнительного повода для незаконного давления" на подозреваемых.
Министерство внутренних дел обнародовало пояснительную записку к готовящемуся для внесения в Госдуму законопроекту. Из нее следует, что МВД собирается полностью заменить нынешнюю гл. 32.1 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) о дознании (предварительном расследовании) в сокращенной форме новой гл. 32.2 об особом порядке досудебного производства. Она должна, как указывают в МВД, избавить уголовный процесс от "избыточных" процедур "по уголовным делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности и сложности в доказывании". Изменения коснутся не только порядка, но также основания и срока дознания (последний сейчас составляет максимум 15 суток, но может быть продлен до 20, а будет не больше 10).
Сейчас, согласно ст. 226.1 УПК, дознание в упрощенной форме (например, без проверки дознавателем доказательств, если этого не потребовал подозреваемый) может происходить "на основании ходатайства подозреваемого", который "признает свою вину, характер и размер вреда", причиненного преступлением. Против этого, согласно ст. 226.2 УПК, например, может выступить потерпевший. Но в МВД выявили "несовершенство" существующих процедур, из-за которого в 2013 году в сокращенной форме на практике органами внутренних дел было расследовано только 6,9 тыс. из 346,8 тыс. дел, "рассмотренных в форме дознания и направленных в суд", то есть около 2%. Схожая статистика (2% дел, рассмотренных в сокращенной форме дознания), к примеру, у ФСКН. При росте их доли в 2014 году она все равно "незначительна". "В МВД давно говорили, что полиции приходится заниматься большим количеством дел с небольшим ущербом вроде кражи телефона за 700 руб. А расходы государства превышают ущерб в разы",— заявил заместитель председателя думского комитета по безопасности Александр Хинштейн.
Преступления, которые можно будет расследовать в упрощенном порядке, и сейчас перечислены в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК. Среди них ч. 1 ст. 159 УК ("Мошенничество"), ч. 1 ст. 160 УК ("Присвоение или растрата"), ч. 1 ст. 213 УК ("Хулиганство"), ч. 1 ст. 221 УК ("Хищение либо вымогательство ядерных материалов"). В МВД предлагают сделать "обязательным условием для начала особого порядка досудебного производства" в том числе "очевидность причастности лица к совершению преступления". Этого будет достаточно, если "доказывание не представляет сложности" и нет обстоятельств, которые этому препятствуют: несогласие потерпевшего и подозреваемого среди них не значится. В пояснительной записке называют таким препятствием только "несовершеннолетний возраст" потенциального преступника.
Раньше правоохранители во внутренней статистике делили раскрытие преступлений на два типа: "Это преступления, совершенные в условиях очевидности,— например, когда человека поймали на месте, и преступления, совершенные в условиях неочевидности". Из внутреннего обихода норма может перекочевать и в законодательство. Оценочность и субъективность "никуда не убирается". Но было бы правильно, если бы изменилась ситуация, когда "главная стадия — это предварительное следствие, а судебное разбирательство — лишь виртуальный довесок". Проблема в том, что "суды относятся с полным доверием к тому, что предоставляет следствие, и с недоверием к обвиняемым". Поправки упростят работу полиции, и "могут увеличить количество злоупотреблений", но бизнеса, скорее всего, они не коснутся: в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК перечислены преступления в "легком варианте".
Александр Хинштейн заявил, что "норма не должна быть принята, пока не будет объяснено, как она будет работать, чтобы не было дополнительного повода для незаконного давления".