01.07.15 Конституционный Суд рассматривал в открытом заседании очень острый и непростой вопрос - насколько нашей стране надо подчиняться решениям Европейского суда по правам человека, если они противоречат Конституции России.
Поводом стал запрос группы депутатов Государственной Думы. Они-то и задали вопрос, до какого предела надо подчиняться решению ЕСПЧ, если оно входит в противоречие с отечественным Основным Законом?
Вопрос этот на самом деле появился не вчера. Еще в феврале 1996 года наша страна подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и несколько протоколов к ней. Ратифицировав эти соглашения, Россия признала юрисдикцию ЕСПЧ и обязалась исполнять его решения. Позже соответствующие положения были внесены в некоторые законы и кодексы. А это в свою очередь сделало появление постановлений ЕСПЧ основанием для пересмотра уже вынесенных судебных решений.
Авторы запроса подчеркивают, по Конституции, участие в межгосударственных объединениях не должно приводить к нарушению прав человека или противоречить основам конституционного строя. По мнению депутатов, оспоренные нормы обязывают суды и другие госорганы безоговорочно выполнять решение ЕСПЧ даже вопреки российскому Основному Закону. В результате, как уверены депутаты Госдумы, правоприменитель поставлен в безвыходную ситуацию, поскольку такая коллизия может оказаться неразрешимой. Поэтому авторы запроса полагают оспариваемые нормы несоответствующими Конституции России.
На заседании выступили представители администрации президента, Генпрокуратуры, МИДа, минюста. Решения Страсбургского суда не должны автоматически исполняться в России, заявил на заседании КС представитель МИД РФ Геннадий Кузьмин. Если национальное законодательство полноценно защищает права граждан, то не надо исполнять противоречивые решения ЕСПЧ, - заявил он.
По мнению авторов запроса, защита наших конституционных гарантий важнее, чем постановления ЕСПЧ
Кузьмин напомнил, решения ЕСПЧ сталкиваются с конституционными барьерами не только в нашей стране. Те же проблемы есть и у других стран: Германии, Великобритании и Италии. И такие вопросы поднимаются во многих странах.
Сейчас идут дискуссии о пределе уступчивости: насколько надо подчиняться решениям ЕСПЧ, если они противоречат Конституции. Мы приходим к выводу, что защита конституционных гарантий является приоритетной, а не постановления ЕСПЧ, - подчеркнул Кузьмин.
Он выразил мнение, что Россия не пытается таким образом уйти от решения по делу "ЮКОСа". Напомним, ЕСПЧ постановил выплатить бывшим акционерам нефтяной компании около 2 миллиардов евро. Но по мнению Кузьмина, разъяснение КС может позволить в том числе остановить поток жалоб россиян в Страсбург. Примерно в таком же ключе на заседании КС высказались представители администрации президента, минюста и Генпрокуратуры.
Официально запрос депутатов звучит так: о проверке конституционности статьи 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса РФ, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 КоАП, пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса РФ, пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Сами судьи КС РФ не стали задавать вопросы представителям органов власти. "Суд примет решение в закрытом заседании, а о дате его оглашения вам будет сообщено дополнительно", - сказал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.