За нарушение правил перевозки пассажиров и грузов автопредприятию грозит штраф до 100 тысяч рублей. Предусмотрено наказание и для водителя - до 30 тысяч.
Комиссия по законопроектной деятельности правительства РФ одобрила законопроект о введении административной ответственности за нарушение правил безопасности перевозок пассажиров и грузов. Документ опубликован на сайте кабмина.
Как отмечается в пояснительных документах, сейчас наблюдается тенденция увеличения ДТП с участием транспортных средств юрлиц и индивидуальных предпринимателей. При этом ряд резонансных происшествий с особо тяжкими последствиями связан с автобусными перевозками, ранением и гибелью в них пассажиров, в том числе детей.
Зачастую в основе причин происшествий лежит пресловутый человеческий фактор. То есть банальное нарушение правил дорожного движения, недостаточная квалификация водителей и должностных лиц, выпуск на линию неисправной машины и так далее. Кроме того, на ситуацию влияет резкое увеличение числа хозяйствующих субъектов автотранспортного комплекса, рост числа автотранспортных средств и износ транспортной инфраструктуры. "Рынок автотранспортных услуг крайне раздроблен на мелкие субъекты, - отмечают разработчики поправок. - Большая часть перевозчиков не имеет необходимой для обеспечения безопасности базы и квалифицированных специалистов. В большинстве случаев для перевозок пассажиров используются автобусы, находящиеся в эксплуатации более 7 лет. Существующая процедура конкурсного отбора на маршрутную сеть позволяет перевозчикам с устаревшим парком на законных основаниях предоставлять услуги населению".
Более того - в 60 процентах случаев грузовой транспорт находится в "сером" сегменте рынка и, как следствие, не соблюдает установленных норм обеспечения безопасности перевозок. Все это ведет к снижению уровня безопасности на автомобильном транспорте.
Старший научный сотрудник Института исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ "Высшая школа экономики" Екатерина Решетова согласна, что меры административного воздействия необходимы. Но параллельно надо продолжать и другие шаги. "Систему изначально необходимо выстроить довольно жестко, начиная с автошкол, - полагает Решетова. - А затем приучить водителей, что права нужно сначала сложно получить, но затем можно легко потерять". Кроме того, по ее мнению, необходимо приучение к тому факту, что все водители равны на дороге. Причем без всяких скидок на спецпропуска, "блатные" номера и так далее. И второе условие - формирование корпуса офицеров дорожной полиции, которые будут соблюдать равенство участников дорожного движения, невзирая на статус водителя.