Министерство юстиции России приступило к разработке законопроекта, который накажет банкиров и коллекторов за небрежное обращение с персональными данными должников.
Еще недавно слово "коллектор" в газетных статьях лучше было сопровождать пояснениями, кто такие, чем занимаются. Широким массам оно не было знакомо. Однако в последнее время коллекторы сделали достаточно, чтобы их узнали и запомнили.
Особо они прославились своими хамскими вторжениям в жизнь должников. Ночные звонки, угрозы, прямой прессинг - похоже, коллекторы слишком много на себя берут. Было бы неплохо напомнить им о порядке.
Как сообщают в Министерстве юстиции РФ, ведомство готовит поправки в Кодекс административных правонарушений, усиливающие ответственность за нарушения порядка использования персональных данных, "если эти нарушения допущены при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности по гражданско-правовой сделке".
Говоря простым языком, будет специальная ответственность для банкиров и коллекторов за утечку персональных данных должников, незаконное использование этой информации. Ведь если телефон должника оказался в записной книжке коллектора, кто-то же передал эти сведения. Значит, надо наказать и того клерка, что сообщил номер, и самого коллектора. Справедлив ли такой подход?
Об этом лучше спросить у тех, кого назойливые коллекторы доводят порой до сердечного приступа. Спору нет, долги надо отдавать. Но кто сказал, что кредиторы могут переходить все границы?
К тому же часто жертвами коллекторов становятся неповинные люди: просто где-то произошел сбой, и "стружку" стали снимать не с того. Кстати, сами банки не так уж почтительно относятся к персональным данным своих клиентов. Например, один известный банк как-то стал скидывать данные о зарплате своего клиента на телефон его жене. Если бы банкиры хотели специально насолить человеку, вряд ли бы они смогли придумать что-то получше.
Хотя банк стал скидывать информацию по собственной инициативе (никто не просил его подключать SMS-банкинг, никто не привязывал к данной зарплатной карте чужой телефон, а номер жены просто был в общем досье клиента), банк своей вины не признал. Проблемы клиента банковских клерков не волнуют. Поэтому, как полагают эксперты, было бы разумно в готовящемся законопроекте в целом повысить ответственность банков за сохранение персональных данных. Не важно, передана ли информация незаконно коллектором, или какой-то клерк ошибся адресом и вместо клиента написал его жене. Штрафы должны быть чувствительными, чтобы каждый клерк понимал: наши имена, адреса и зарплаты слишком важны, чтобы трепаться о них на каждом углу.
Готовящийся сейчас проект - часть большой государственной работы по установлении цивилизованных правил для коллекторов. Вчера председатель Комитета Госдумы Анатолий Аксаков сообщил журналистам, что осенью планируется начать работу над законопроектом, регулирующим деятельность коллекторских агентств.