Судебная процедура пересмотра судебных актов в порядке надзора проходит три стадии.
Первой стадией надзорного производства является рассмотрение заявления или представления единолично судьей ВАС РФ в соответствии с порядком, установленным ст. 295 АПК. Полномочия судьи на этом этапе прохождения обращения состоят только в решении вопроса о принятии или непринятии его к производству.
Заявление или представление должно быть рассмотрено в течение пяти дней. На данной стадии судья проверяет соблюдение требований, предусмотренных АПК, и решает вопрос о принятии обращения к производству ВАС РФ. Процессуально принятие заявления или представления к производству оформляется определением в виде отдельного судебного акта, по своему содержанию отвечающего требованиям ч. 1 ст. 185 АПК, копия определения направляется только лицу, подавшему его.
Судья, принявший обращение к производству, вправе решить вопрос об истребовании дела из арбитражного суда. В случае истребования дела копия определения в пятидневный срок, как это установлено в ч. 2 ст. 186 АПК, направляется в арбитражный суд первой инстанции, который обязан также в пятидневный срок направить указанное дело в ВАС РФ.
Судья, рассматривающий обращение о пересмотре судебного акта в порядке надзора, проверяет, соблюдены ли требования, содержащиеся в ст. 292 и 294 АПК. В случае установления нарушений оно возвращается заявителю с указанием мотивов возврата. Заявление или представление возвращается также по ходатайству, поступившему от заявителя, до вынесения определения о возбуждении надзорного производства.
Оставление без движения заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора АПК не предусмотрено.
Возвращение заявления является процессуальным действием, которое оформляется определением. Копия определения вместе со всеми документами, поступившими в ВАС РФ, включая заявление или представление, направляются заявителю. Обжалование определения о Извращении заявления АПК не предусмотрено. Однако повторное обращение допускается с соблюдением всех установленных правил после того, как заявитель устранит недостатки, на которые было указано в определении о возврате.
Основная задача, которую призвано решать приостановление исполнения, заключается в том, чтобы обеспечить на стадии исполнения защиту интересов тех участвующих в деле лиц, против которых принят судебный акт, если при его отмене поворот исполнения может оказаться невозможным.
Приостановление возможно только при наличии ходатайства лица, по заявлению или представлению которого возбуждено надзорное производство. По своей инициативе суд этого сделать не может. Если заявитель мотивирует свою просьбу о приостановлении невозможностью поворота исполнения, он обязан данное обстоятельство подтвердить вескими аргументами, в том числе представить необходимые документы. Важность надлежащего обоснования ходатайства объясняется еще и тем, что его удовлетворение является правом, а не обязанностью суда. Поэтому суд должен быть убежден в необходимости принятия такой меры.
Встречное обеспечение стало условием, при наличии которого суд может принять решение о приостановлении, если признает такую меру необходимой для обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон. Встречное обеспечение на стадии надзорного производства допускается только путем внесения денежных средств на депозитный счет суда первой инстанции в размере оспариваемой суммы. Другие формы встречного обеспечения не предусмотрены.
В АПК установлено, что ходатайство о приостановлении суд рассматривает коллегиально в судебном заседании. По его результатам выносится определение в виде отдельного судебного акта. Обжалование указанного определения не предусмотрено (ч. 2 ст. 188 АПК). Копия определения направляется в пятидневный срок со дня его вынесения участвующим в деле лицам.
АПК установлен срок действия приостановления, предельным сроком может быть время до окончания производства в порядке надзора, т.е. до принятия решения об отказе в передаче дела в Президиум или до рассмотрения дела Президиумом. Суд вправе установить и другой срок действия приостановления, но он по продолжительности не может выходить за пределы надзорного производства. Приостановление исполнения отменяет либо состав судей, который принимал решение, либо Президиум ВАС РФ при отказе в удовлетворении обращения.