Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются коллегиальным составом судей. При рассмотрении этих дел не допускается участие арбитражных заседателей. Срок рассмотрения этих дел — не более двух месяцев со дня поступления заявления в суд. На любой стадии арбитражного процесса вправе вступить в дело прокурор (ст. 52 АПК).
В отличие от общих правил, касающихся участия лиц в судебном заседании, если в заседание не явились надлежаще извещенные заявитель, представитель органа, принявшего спорный акт, иные заинтересованные лица и суд не признал их явку обязательной, то данное обстоятельство не препятствует рассмотрению дела. Арбитражный суд может признать обязательной явку представителей государственных органов, органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. На это указывается в определении о принятии заявления к производству (ст. 127 АПК). Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд осуществляет проверку этого акта или его отдельных положений на предмет его соответствия федеральному конституционному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Кроме того, арбитражный суд проверяет полномочия органа или лица по принятию оспариваемого нормативного акта. Изложенные обстоятельства должны быть раскрыты доказательствами, предъявляемыми органом или лицом, принявшим нормативный акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое положение нормативного акта в полном объеме Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного 11 разового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции.
В ч. 6 ст. 195 АПК содержится правило о направлении копий решения по делу об оспаривании нормативного правового акта в арбитражные суды, КС РФ, ВС РФ, Президенту РФ и др. Решение публикуется в «Вестнике ВАС РФ». Приведенный перечень лиц и организаций, которым направляется копия решения, не является исчерпывающим. Выполнение изложенного правила является обязательным.
По делам об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предусмотрен трехмесячный срок для подачи заявления, который исчисляется со дня, когда организации, гражданину стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок является процессуальным и может быть восстановлен арбитражным судом при наличии уважительных причин и соответствующего ходатайства (ст. 117 АПК). По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения. Решение по данной категории дел принимается судьей единолично и подлежит немедленному исполнению, если иной срок не установлен арбитражным судом (ст. 182 АПК).
Обязанность доказывания соответствия нормам права ненормативного акта органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов закону лежит на органе или лице, которые приняли акт, решение, совершили действие.
Признанный недействительным ненормативный правовой акт (его отдельные положения) со дня принятия решения арбитражного суда не подлежит применению. Копии решения в пятидневный срок подлежат направлению лицам, участвующим в деле, а также, по усмотрению арбитражного суда, вышестоящему в порядке подчиненности органу или лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам. Решение по данной категории дел вступает в законную силу и может быть обжаловано в общем порядке (ст. 259, 276 АПК).
Специфика правового регулирования рассмотрения административных дел связана с установлением процедуры как в АПК, так и в КоАП.
Арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к административной ответственности организаций и предпринимателей за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 6.14, 7.24, 14.1, 14.10 -14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. 1, 3 и 4 ст. 14.7, ст. 14.18, 14.21 - 14.23, 15.10, ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП и об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Заявление о привлечении лица к административной ответственности направляется в арбитражный суд в течение суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП).
Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ответственности.
Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей заявления, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При определенных обстоятельствах этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. О продлении срока выносится определение.
В судебном заседании суд устанавливает событие административного правонарушения, факт совершения административного правонарушения лицом, в отношении которого составлен протокол, полномочия органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за данное правонарушение, основания для привлечения к ответственности, определяет меры ответственности, решает вопрос об издержках по делу об административном правонарушении.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности подписывается судьей арбитражного суда, объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела и вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии решения о наложении административного взыскания, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок не является пресекательным и может быть восстановлен судьей при наличии уважительных причин его пропуска.
Арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить исполнение оспариваемого постановления об административном взыскании. Приостановление исполнения постановления оканчивается с истечением срока приостановления, если заявление организации или индивидуального предпринимателя оставлено без удовлетворения. В этом случае также приостанавливается течение срока давности исполнения постановления (ст. 31.9 КоАП).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Арбитражный суд может истребовать соответствующие доказательства от административных органов по собственной инициативе.
При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов арбитражный суд не связан доводами заявления и проверяет решение (постановление) в полном объеме. Арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия. Копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле, а также в случае необходимости вышестоящему в порядке подчиненности административному органу. Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в 10-дневный срок со дня принятия, в суд кассационной инстанции — в срок, установленный ст. 276 АПК.
По делам о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на контролирующий орган. Арбитражный суд должен установить наличие оснований для взыскания, полномочия контролирующего органа, правильность расчета. При взыскании недоимок по налогам, пени, соответствующих санкций арбитражный суд проверяет соблюдение сроков, установленных п. 3 ст. 48, ст. 113, 115 НК. Пропуск названных пресекательных сроков влечет оставление заявления без удовлетворения. Исключением следует считать указание КС РФ на возможность признания судом уважительности причин пропуска налоговым органом срока давности, предусмотренного ст. 113 НК. Решение по данной категории дел вступает в законную силу и обжалуется в общем порядке (ст. 180, 181, 259, 276 АПК). Копии решения направляются лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня принятия заказным письмом с уведомлением или вручаются им под расписку.