Адвокат Кузьмин Алексей Валерьевич
Адрес: 443063, Россия, Самара, ул. Вольская, 70, офис 3.
Телефоны: ☎️ +7 927 262-06-56; +7 927 723-92-13; +7 846 228-75-96.
Электронная почта 📩 «Задать вопрос адвокату».
Статьи
Меню сайта


Категории раздела
Помощь адвоката [164]
Помощь юриста [63]
Автоюрист [67]
Юридическая литература [452]
Законодательство [10]
Постановления Пленума [23]
Обзоры судебной практики [0]


Статистика


Поиск


· RSS 25.04.2024, 17:39
Главная » Статьи » Юридическая литература

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
В ст. 295 ГК перечислены права собственника в отношение имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Вместе с тем и сам собственник, и управомоченный им орган не наделены правом изымать, передавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на изъятие такого имущества, должны признаваться недействительными.
Более подробный перечень прав собственника на имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, содержится в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях. Будучи достаточно обширным, он не является исчерпывающим, о чем говорится непосредственно в указанном законе (пп. 17 п. 1 ст. 20).
Правомочия собственника, перечисленные в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях, условно можно поделить на четыре группы:
а) правомочия в части создания и прекращения деятельности предприятия. К ним относятся:
- принятие решений о создании (учреждении), реорганизации и ликвидации унитарного предприятия (УП), назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационного баланса (ст. 8, 29-35); утверждение устава и внесение в него изменений (ст. 9);
- согласование участия УП в ассоциациях, объединениях коммерческих организаций, в коммерческих и иных некоммерческих юридических лицах (ст. 6);
- согласование создания филиалов и представительств УП (ст. 5);
б) правомочия в отношении имущества УП:
- определение цели, предмета и вида деятельности (п. 5 ст. 8);
- формирование уставного фонда УП (ст. 13);
- согласование распоряжения недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными правовыми актами и уставом предприятия, согласование совершения иных сделок, в том числе крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (ст. 18, 19, 22, 23);
- контроль за использованием и сохранностью принадлежащего УП имущества (ст. 26);
- получение прибыли от использования имущества УП (ст. 17; постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий»;
- обращение в суд с исками о признании недействительной оспоримой сделки с имуществом УП, а также о применении последствий ничтожной сделки с таким имуществом (п. 3 ст. 20);
- обращение в суд с иском об истребовании имущества УП из чужого незаконного владения (п. 4 ст. 20);
в) правомочия в отношении руководства УП:
- назначение на должность руководителя УП, заключение, изменение и прекращение с ним трудового договора (ст. 21). Содержание контракта, а также порядок его заключения определяются постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» и приказом Минэкономразвития России от 2 марта 2005 г. № 49 «Об утверждении примерного трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия»;
- согласование приема на работу главного бухгалтера, заключение, изменение и прекращение с ним трудового договора;
г) правомочия в отношении хозяйственной и финансовой деятельности УП:
- определение порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности УП (п. 3 ч. 1 ст. 20);
- утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов УП, а также утверждение показателей экономической эффективности деятельности УП и контроль за их выполнением (ст. 20; постановление Правительства РФ от 4 октября 1999 г. № 1116 «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей РФ в органах управления открытых акционерных обществ»; постановление Правительства РФ от И января 2000 г. № 23 «О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности»;
- принятие решений о проведении аудиторских проверок, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг (ст. 20; постановление Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. № 104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ»; постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита».
В соответствии с абз. 2 и 3 п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях от лица собственника государственного УП (РФ или его субъекта) призваны выступать органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
От имени муниципального образования права собственника имущества осуществляют органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
Применительно к Российской Федерации таким органом прежде всего является Правительство РФ.
Правительство РФ вправе делегировать свои полномочия по управлению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти. Своими постановлениями от 30 декабря 2002 г. № 940 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» и от 14 апреля 2003 г. № 217 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения» Правительство РФ большую часть полномочий представителя собственника передало бывшему Минимуществу России и федеральным органам исполнительной власти по принадлежности УП.
Важно, что в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации федеральных УП (за исключением реорганизации тех из них, которые имели дочерние унитарные предприятия) Правительство РФ оставило за собой.
В Законе об унитарных предприятиях предусмотрен перечень движимого имущества, а также сделок (вне зависимости от того, с каким имуществом эти сделки совершаются), на соответственно отчуждение и совершение которых необходимо согласие собственника. Его необходимо получать:
- при совершении сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга;
- при осуществлении заимствований;
- при совершении крупных сделок, а также сделок, относительно которых у руководителя имеется заинтересованность;
- при заключении договора простого товарищества независимо от вида имущества, вносимого в качестве вклада в товарищество;
- при распоряжении вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также при распоряжении принадлежащими предприятию акциями. Кроме того, согласие собственника необходимо на участие УП в коммерческих или некоммерческих организациях.
Согласно п. 4 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях устав конкретного государственного или муниципального предприятия может предусмотреть виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника.
Важно иметь в виду, что во всех тех случаях, когда для отчуждения имущества УП должно получить согласие собственника, государственное или муниципальное имущество подлежит обязательной оценке (ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», далее — Закон об оценочной деятельности).
Собственник УП на праве хозяйственного ведения по обязательствам предприятия не отвечает. Исключение составляет случай, когда собственник (уполномоченный им орган) давал УП обязательные указания или имел возможность определять его действия иным образом, что привело к признанию предприятия банкротом (п. 3 ст. 56 ГК). В этом случае на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам УП.
Рассмотрим право оперативного управления. Субъектами данного права являются УП, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), и учреждения независимо от того, что или кто (государство, муниципальное образование, юридическое или физическое лицо) является их собственником. Законом об унитарных предприятиях в ст. 115 ГК внесены важные изменения. Согласно последним, казенное предприятие может быть создано на базе не только федерального имущества, как это имело место ранее, но и на базе имущества субъекта РФ, а также муниципального имущества.
Объектом права оперативного управления служит имущественный комплекс казенного предприятия и имущество учреждения.
Содержание права оперативного управления значительно более узко, чем содержание права хозяйственного ведения. Лицо, обладающее государственным, муниципальным или частным (применительно к учреждениям) имуществом на праве оперативного управления, владеет, распоряжается и пользуется им в пределах, очерченных требованиями закона, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Соответственно значительно шире права по распоряжению переданным имуществом у собственника. Собственник вправе во внесудебном порядке изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество казенного предприятия или учреждения и распорядиться им.
Дополнительную особенность права оперативного управления составляет наличие субсидиарной ответственности собственника по долгам как казенного предприятия (п. 5 ст. 115 ГК), так и учреждения (ст. 120 ГК, ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). При этом учреждение отвечает по своим долгам лишь в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств, в то время как казенное предприятие — всем своим имуществом.
Доверьте решение своих проблем профессионалам!

Более подробную информацию можно получить в разделах сайта:
Категория: Юридическая литература | Добавил: kuzmin (31.03.2012)
Просмотров: 4516 | Рейтинг: 5.0/1585