Налоги — непременный атрибут и условие существования государства. Виды, формы, количество и значение налогов менялись вместе с развитием общества. Соответственно менялась и теория налогов. Экономическая наука еще не выработала общепризнанных понятий «налог», «сбор», «пошлина». В результате экономические категории оказались облеченными в правовую форму без достаточного уяснения их сущности и признаков. Значительная зависимость налогов от конкретных исторических условий существования государства не оставляет надежд, как замечают многие специалисты, на какое-то окончательное определение налога. Между тем потребность в этом для правоприменения очевидна.
Обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена ст. 57 Конституции РФ. В Постановлении КС РФ от 16 декабря 1996 г. № 20-П отмечается, что данная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти (ч. 1 ст. 1, ст. 3,4 и 7 Конституции РФ). Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит вносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе будут нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
С принятием действующих в настоящее время НК и БК налоги и сборы как правовые категории были законодательно отграничены от иных (неналоговых) платежей. В настоящее время под налоговыми платежами понимаются два вида обязательных бюджетных платежей — налоги и сборы.
В Постановлении КС РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П при определении понятия «налог» КС РФ опередил законодателя. Конституционный Суд РФ указал, что налоговый платеж — это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.
В действующем законодательстве о налогах и сборах закреплено легальное определение налога. В соответствии с п. 1 ст. 8 НК можно дать следующее определение.
Налог — это установленный законом, обязательный, регулярный, индивидуально-безвозмездный, обеспеченный государственным принуждением, не носящий характера наказания и контрибуции платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Из приведенного определения можно выделить основные черты налога:
- это установленный законом платеж. Данный признак не следует понимать как запрет на установление региональных или местных налогов. НК определяет, что, устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов РФ определяют налоговые льготы, ставку (в пределах, установленных НК), порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК, т.е. на федеральном уровне (п. 3 ст. 12 ч. 1 НК). Местные налоги устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Однако и в этом случае существенные элементы состава местных налогов устанавливает федеральный законодатель (п. 4 ст. 12 ч. 1 НК);
- это обязательный платеж, при уплате которого возникают публичные отношения: в данном случае имущественные отношения между плательщиком и получателем основаны на властном подчинении первого последнему. Одна сторона — плательщик — властно обязывается государством уплатить налог; это индивидуальный платеж. Налогоплательщик не вправе переложить это бремя на других лиц (т.е. запрет налоговой оговорки). Исключение составляют случаи, напрямую закрепленные в законодательстве о налогах и сборах, при этом налогоплательщику разрешается не лично исполнить обязанность по уплате налогов (п. 1 ст. 45 НК). С другой стороны, правила п. 1 ст. 8 не запрещают плательщику участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя. В ряде случаев обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налогов НК возлагает на других лиц, например на налоговых агентов, сборщиков налогов;
- это безвозмездный платеж. Этим имущественные налоговые отношения отличаются от имущественных отношений, регулируемых гражданским правом: по общему правилу последние предполагаются именно возмездными (ст. 423 ГК);
- это, как правило, регулярный платеж. Налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени, когда субъект права занимается предпринимательской деятельностью, является собственником имущества и т.п. В то же время нашему законодательству известны и так называемые разовые налоги; налог взимается в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, либо на праве оперативного управления, либо на праве хозяйственного ведения.
Обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Согласно ст. 46 НК в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках (направляются в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассовые поручения на списание и перечисление соответствующих сумм). Лишь в случаях недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК.
Налоги взимаются в целях финансового обеспечения:
- деятельности государства (например, по обороне страны, поддержанию общественного порядка и борьбе с преступностью, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.;
- деятельности муниципальных образований (направленной на поддержку жилищно-коммунального хозяйства, строительство дорог, школ, объектов культуры, выдачу субсидий и т.д.);
- совместной деятельности государства и муниципальных образований. Речь идет о случаях, когда тот или иной вопрос отнесен к ведению как государства (т.е. РФ, субъекта РФ), так и муниципальных образований (например, в Москве это жилищное строительство, управление объектами культуры, здравоохранения и т.д.). Как правило, налоги не предназначены для финансирования конкретного проекта. Такие налоги называются общими. В то же время некоторые налоги могут направляться исключительно на финансирование каких-то конкретных статей бюджета. Такие налоги называются специальными.
Кроме налога существует такое понятие, как «сбор».
Под сбором в ст. 8 НК понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Сборы не имеют такого финансового значения, как налоги. При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель, которая заключается в полном или частичном покрытии издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается сбор или пошлина. Сборы — это денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.
Сходство сборов и налогов состоит в том, что и те и другие установлены законом, носят индивидуальный, обязательный характер.
Основные отличия сбора от налога сводятся к следующему.
1. Налоги индивидуально-безвозмездны и не предполагают какого-либо встречного удовлетворения для налогоплательщика со стороны государства. В то же время сборы уплачиваются в связи с оказанием плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик заинтересован. Это может быть выдача лицензий, регистрация актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий и т.д. Сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу. Цель сбора — полная или частичная компенсация затрат государства на предоставление таких услуг плательщику сбора.
2. В отличие от налога, который всегда выступает в форме денежного платежа, сбор может быть внесен различными способами. Не случайно в дефиниции сбора, закрепленной в ст. 8 НК, упоминание о денежной форме этого взноса отсутствует.
3. Цель налогообложения — покрытие совокупных расходов субъектов публичной власти. Согласно ст. 8 НК налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. В определении сбора подобное указание отсутствует, поскольку целевое назначение сбора — компенсировать издержки государства на оказание плательщику конкретных услуг публично-правового характера.
4. Требование определенности применительно к налогам существенно выше. Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все прямо перечисленные в ст. 17 НК элементы налогообложения, включая объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты, а в необходимых случаях — налоговые льготы. При установлении же сборов согласно п. 3 ст. 17 НК их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. Иными словами, не все элементы, необходимые для исчисления и уплаты налога, могут оказаться востребованными при установлении конкретного сбора.
5. Налог предполагает определенную регулярность, систематичность уплаты. Важнейшим элементом налога является налоговый период — промежуток времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Сборы всегда носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных случаях.
6. Одним из принципов установления и уплаты налога является соразмерность налогообложения. Согласно п. 1 ст. 3 НК при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Таким образом, размер налога может зависеть от платежеспособности налогоплательщика. Размер же сбора должен быть одинаков для всех плательщиков, в отношении которых совершаются одинаковые юридически значимые действия, поскольку этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а характером оказываемых услуг. На первый план выступает принцип социальной справедливости. За одинаковые услуги должна быть одинаковая плата.
7. Неуплата налога влечет принудительное взыскание недоимки и пеней, а также привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство просто отказывает плательщику в предоставлении публично-правовых услуг без применения какого-либо рода санкций.
Отграничение сборов от налогов представляет известную сложность, поскольку наименование конкретного платежа не всегда свидетельствует о его действительной правовой природе. Не случайно в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 о некоторых вопросах применения ч. 1 НК (п. 43) отмечено, что при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом ст. 122 НК в случае неуплаты, неполной уплаты сбора судам необходимо исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного как «сбор». Иными словами, могут существовать обязательные, индивидуально-безвозмездные платежи, поименованные как «сборы», но подпадающие под определение налога, сформулированное в п. 1 ст. 8 НК. Например, целевые сборы с граждан и организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели, сбор с владельцев собак или за право торговли по своему юридическому составу представляют собой налоги, а не сборы, несмотря на наименование. Налоги устанавливаются только законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 17 НК налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Элементами юридического состава налога являются:
- налогоплательщик (субъект налога);
- объект налога;
- предмет налога;
- масштаб налога;
- метод учета налоговой базы;
- налоговый период;
- единица налогообложения;
- тариф ставок [налоговая ставка (норма налогового обложения) и метод налогообложения];
- порядок исчисления налога;
- отчетный период;
- сроки уплаты налога;
- способ и порядок уплаты налога;
- порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога;
- ответственность за налоговое правонарушение;
- налоговые льготы.
Объектом налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налогов (ст. 38 НК).
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (ст. 53 НК).
Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК).
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53 НК).
Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента (ст. 52 НК).
Порядок и сроки уплаты налога. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах (ст. 58 НК). Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (ст. 57 НК).
Систему налогов и сборов РФ составляют три вида налогов и сборов.
К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- налог на наследование или дарение (согласно Федеральному закону от 1 июля 2005 г. № 78-ФЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» действует до 1 января 2006 г.);
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
К местным налогам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.