Предусмотренные в гл. 25 ГК принудительные меры являются мерами защиты прав и интересов стороны в обязательстве, потерпевшей от нарушения этого обязательства другой стороной. Все они направлены либо на обеспечение исполнения обязательства, либо на компенсацию имущественных потерь, которые несет потерпевшая сторона. Это меры в пользу потерпевшего, и применяются они судом по инициативе, по иску потерпевшей стороны.
Принудительные меры, предусмотренные гл. 25 ГК, подлежат применению с учетом правил, содержащихся не только в данной главе, но также закрепленных в ст. 10-16 ГК, устанавливающих основные правила защиты нарушенных прав.
Санкции, предусмотренные в гл. 25 ГК, по своей юридической природе, а следовательно, и по условиям их применения неоднородны. Одни из них, например возмещение убытков, взыскание неустойки, являются мерами гражданско-правовой ответственности. Другие, как, например, принудительное исполнение основного обязательства (ст. 398 ГК), к мерам ответственности не относятся и поэтому могут применяться независимо от условий ответственности, например независимо от вины лица, нарушившего обязательство.
Сторона, потерпевшая от правонарушений, выбирает одну из мер защиты, предусмотренных в гл. 25 ГК, в зависимости от того, в чем состояло нарушение обязательства и каковы последствия этого нарушения. Однако предусмотренные гл. 25 ГК меры могут применяться лишь при нарушении гражданско-правовых обязательств. Их нельзя применять к отношениям, регулируемым другими отраслями права. В связи с этим в Постановлении № 6/8 обращено внимание на то, что, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, гражданское законодательство может быть применено только при условии, что это предусмотрено законодательством. Так, санкция за неисполнение денежного обязательства в виде начисления процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренная ст. 395 ГК, может быть применена лишь за нарушение гражданского обязательства. На сумму, необоснованно взысканную с юридических и физических лиц в качестве экономических (финансовых) санкций органами ценообразования, налоговыми, таможенными и другими государственными органами, при удовлетворении требований названных лиц о возврате из бюджета этих сумм начисление процентов может быть произведено лишь постольку, поскольку это предусмотрено налоговым или административным законодательством.