Адвокат Кузьмин Алексей Валерьевич
Адрес: 443063, Россия, Самара, ул. Вольская, 70, офис 3.
Телефоны: ☎️ +7 927 262-06-56; +7 927 723-92-13; +7 846 228-75-96.
Электронная почта 📩 «Задать вопрос адвокату».
Статьи
Меню сайта


Категории раздела
Помощь адвоката [164]
Помощь юриста [63]
Автоюрист [67]
Юридическая литература [452]
Законодательство [10]
Постановления Пленума [23]
Обзоры судебной практики [0]


Статистика


Поиск


· RSS 21.10.2020, 19:58
Главная » Статьи » Юридическая литература

Гражданско-правовой статус государственного и муниципального унитарных предприятий

Гражданско-правовой статус государственного и муниципального унитарных предприятий

Государственное и муниципальное унитарное предприятия (далее — УП) как юридические лица, преследующие коммерческие цели, обладают чертами, которые в целом характерны для субъектов российского гражданского права и соответствуют нормам ГК. Вместе с тем ст. 113-115 ГК определяют особенности, отличающие их от других коммерческих организаций. Эти юридические лица создаются и действуют на основе лишь одной формы собственности — государственной или муниципальной, в связи с чем их учредителями являются государство (субъект РФ) или муниципальное образование.
От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного... предприятия осуществляют органы государственной власти (федеральной или субъекта РФ) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.
В данном случае невозможно возникновение юридического лица на основе смешанной формы собственности. Собственник имущества, создавая УП и наделяя его необходимыми материальными ресурсами, не утрачивает (в отличие от учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также производственных кооперативов) прав на указанное имущество. Унитарные предприятия в ходе предпринимательской деятельности владеют и пользуются чужой собственностью, которая, по существу, принадлежит другому субъекту.
Перечисленные особенности, а именно: полная государственная или муниципальная основа, на которой осуществляется коммерческая деятельность УП, сохранение права собственности на имущество, закрепленное за таким предприятием, у его учредителя формируют унитарную природу этого юридического лица.
Предусматривая деятельность УП с использованием чужой собственности, ГК в рамках данной организационно-правовой формы наделяет субъект определенными полномочиями, которые носят вещный характер (ст. 216 ГК). Имущество принадлежит УП на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, но в любом случае оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. УП не вправе создавать в качестве юридического лица другое УП путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
УП может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
УП должно иметь самостоятельный баланс. Различный по содержанию объем имущественных прав и оперативно-хозяйственной самостоятельности выделяет в составе УП следующие разновидности:
- УП, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта федерации, муниципальное предприятие;
- УП, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта федерации, муниципальное казенное унитарное предприятие (далее – казенное УП).
Различия между ними определены в ст. 114, 115, 294-300 ГК). Невозможность существования УП с использованием иной, кроме государственной или муниципальной, формы собственности предопределила принятие нормы п. 5 ст. 6 Вводного закона к ч. 2 ГК, согласно которой индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными обществами и товариществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на аналогичных имущественных правах, должны были до 1 июля 1999 г. быть преобразованы в хозяйственные общества, товарищества или кооперативы либо ликвидированы в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора. До преобразования или ликвидации к данным предприятиям применялись нормы ГК, регулирующие деятельность УП, основанных на праве оперативного управления (ст. ИЗ, 115, 296, 297). Кредиторы таких предприятий вправе предъявить иски собственникам имущества (учредителям предприятий), которые несут субсидиарную ответственность по долгам таких унитарных предприятий (п. 7 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 28 февраля 1995 г. № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Имущество, закрепленное собственником за УП, отражается в учредительном документе, каковым для подобных предприятий согласно абз. 2 п. 1 ст. 113 ГК является устав. В нем необходимо фиксировать предмет и цели деятельности данного юридического лица, что придает его право- и дееспособности специальный характер (п. 1 ст. 49, п. 2 ст. 52, ст. 49, 52 ГК), а также фирменное наименование У П, которое должно указывать на собственника имущества и определять принадлежность юридического лица к категории государственного или муниципального предприятия.
Деятельность УП регулируется ГК и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон об унитарных предприятиях). Этот законодательный акт существенно дополнил правовое положение УП. Данные изменения и дополнения применительно к нормам ГК касаются следующего:
1) создание УП на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований, не допускается;
2) государственное или муниципальное предприятие может быть образовано в случае необходимости:
- использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности РФ;
- осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий; осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности РФ; разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей безопасность РФ; производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
3) учредителем УП может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.
Решение учредить федеральное государственное предприятие принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Решение учредить государственное предприятие субъекта РФ или муниципальное предприятие — уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
4) УП считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с требованиями Закона о регистрации юридических лиц и особенностями, предусмотренными Законом об унитарных предприятиях;
5) устав УП должен содержать:
- полное и сокращенное фирменное наименование предприятия;
- указание на место его нахождения;
- цели, предмет, виды деятельности УП;
- сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества УП;
- наименование органа его управления (руководитель, директор, генеральный директор);
- порядок назначения на должность руководителя УП, а также порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- иные предусмотренные данным законом сведения. Устав государственного или муниципального предприятия, кроме того, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли;
6) имущество УП формируется за счет:
- имущества, закрепленного за УП на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
- доходов УП от его деятельности;
- иных не противоречащих законодательству источников.
Право на имущество, закрепляемое за УП, возникает с момента передачи такого имущества УП, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества УП.
Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами РФ юридических лицах устанавливаются Правительством РФ.
При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Порядок определения состава имущества, закрепляемого за УП, а также порядок утверждения устава УП и заключения контракта с его руководителем устанавливаются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления.
УП должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранном языке.
Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника имущества — Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование;
7) УП по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.
Руководитель филиала или представительства назначается УП. Правовое положение филиала и представительства УП определяется ст. 55 ГК;
8) УП могут быть участниками (членами) коммерческих, а также некоммерческих организаций, в которых федеральным законом допускается участие юридических лиц. Они не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
Решение об участии УП в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества УП. То же касается распоряжения вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими УП акциями;
9) собственник имущества УП в отношении указанного предприятия:
- принимает решение о создании УП;
- определяет цели, предмет и виды деятельности УП, а также дает согласие на участие УП в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
- определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности УП;
утверждает устав УП, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав УП в новой редакции;
- принимает решение о реорганизации или ликвидации УП в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы УП;
- формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
- назначает на должность руководителя УП, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
- согласовывает прием на работу главного бухгалтера УП, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
- утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты УП;
- дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом УП, — на совершение иных сделок;
- контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего УП имущества;
- утверждает показатели экономической эффективности деятельности УП и контролирует их выполнение;
- дает согласие (в случаях, предусмотренных федеральным законом) на совершение крупных сделок, сделок, относительно которых имеется заинтересованность, и иных сделок; принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
- имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством РФ.
Кроме того, собственник имущества УП вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом УП недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных ГК и указанным законом. Он вправе истребовать имущество УП из чужого незаконного владения;
10) правомочия РФ как собственника имущества УП не могут быть переданы ее субъекту или муниципальному образованию, а правомочия субъекта РФ как собственника имущества УП не могут быть переданы иному субъекту РФ или муниципальному образованию.
Аналогичные ограничения прав предусмотрены для УП, созданных муниципальным образованием;
11) заимствования УП могут осуществляться:
- в форме кредитов по договорам с кредитными организациями;
- в форме бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ;
- путем размещения облигаций или выдачи векселей. УП вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества УП объема и направлений использования привлекаемых средств. Порядок осуществления заимствований УП определяется Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления;
12) УП реорганизуется только по решению собственника его имущества.
УП могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
Не является реорганизацией изменение вида УП, а также изменение правового положения У П вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию).
В случае изменения вида УП, а также передачи имущества УП другому собственнику в его устав вносятся соответствующие изменения.
Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации изменений, внесенных в устав УП.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество УП, возникшее в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного УП.
Собственник имущества УП принимает решения об утверждении передаточного акта, разделительного баланса, устава вновь возникшего УП (решение о внесении изменений и дополнений в устав) и о назначении соответствующих руководителей;
13) УП может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Преобразование УП в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации;
14) УП может быть ликвидировано по решению собственника его имущества, а также по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены ГК и иными федеральными законами.
Доверьте решение своих проблем профессионалам!

Более подробную информацию можно получить в разделах сайта:
Категория: Юридическая литература | Добавил: kuzmin (04.09.2011)
Просмотров: 6364 | Рейтинг: 5.0/100