Адвокат Кузьмин Алексей Валерьевич
Адрес: 443063, Россия, Самара, ул. Вольская, 70, офис 3.
Телефоны: ☎️ +7 927 262-06-56; +7 927 723-92-13; +7 846 228-75-96.
Электронная почта 📩 «Задать вопрос адвокату».
Статьи
Меню сайта


Категории раздела
Помощь адвоката [164]
Помощь юриста [63]
Автоюрист [67]
Юридическая литература [452]
Законодательство [10]
Постановления Пленума [23]
Обзоры судебной практики [0]


Статистика


Поиск


· RSS 28.05.2020, 19:03
Главная » Статьи » Юридическая литература

Тарифная система оплаты труда. Общая характеристика оплаты труда в бюджетной сфере на основе Единой тарифной сетки (ЕТС)

Тарифная система оплаты труда. Общая характеристика оплаты труда в бюджетной сфере на основе Единой тарифной сетки (ЕТС)

Основой регулирования оплаты труда является тарифная система, представляющая собой совокупность нормативов, установленных в централизованном или локальном порядке, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий. В тарифной системе, нацеленной на учет индивидуальных затрат труда, величина трудового вклада работника измеряется, как правило, через квалификацию и условия труда. Кроме этого, она обеспечивает сравнительную оценку в денежном выражении различных видов труда в зависимости от его сложности, содержания, общественной значимости, значения отрасли, природно-климатических условий. Если системы оплаты труда (прежде всего, сдельная и повременная) учитывают количественную характеристику труда, то задача тарифов — учесть качественные показатели труда.
Тарифная система в соответствии со ст. 143 ТК включает следующие основные элементы: тарифные ставки, оклады, тарифную сетку, тарифные коэффициенты. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации, т.е. отнесения различных работ к определенным разрядам тарифной сетки. В юридической литературе в число элементов тарифной системы также включают тарифно-квалификационные справочники, районные коэффициенты, перечни с особыми условиями труда, надбавки и доплаты.
Различают тарифные системы оплаты труда рабочих, руководителей, специалистов и служащих, а также работников бюджетной сферы. Тарифная система оплаты труда в бюджетной сфере основана на применении ЕТС, которая является обязательной для всех организаций, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти).
1 октября 2003 г. в ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 139-ФЗ «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» (далее — Закон о тарифной ставке) были внесены изменения. 2 октября 2003 г. было принято соответствующее постановление Правительства РФ, которое сохранило в общем и целом принципы формирования ЕТС, действовавшие в течение многих лет. Так, ЕТС по-прежнему базируется на 18 разрядах. Разница лишь в том, что данное постановление отказалось от коэффициентов и установило размер оплаты труда в твердых суммах, привязанных к МРОТ, действующему на данный период в стране. В принципе соотношение оплаты по разрядам существенно не изменилось. По мере увеличения МРОТ Правительству РФ вновь придется возвращаться к этому вопросу (тогда как система коэффициентов этого не требовала — суммы изменялись автоматически).
Присвоение разрядов работникам бюджетной сферы производится в результате аттестации, которая проводится с целью установления соответствия работника занимаемой должности и определения разряда оплаты его труда в соответствии с ЕТС. Смешанная система имеет признаки тарифной и бестарифной систем и используется чаще всего в бюджетных организациях, которые в соответствии с уставами имеют право заниматься предпринимательской деятельностью.
Районные коэффициенты как элементы тарифной системы призваны, во-первых, компенсировать различия в уровне жизни в разных районах страны, а во-вторых, стимулировать привлечение и закрепление кадров в определенных местностях. Районные коэффициенты — это цифровые показатели увеличения заработной платы работников в зависимости от суровости природно-климатических условий жизни и труда в восточных и северных районах страны.
Надбавки и доплаты, являясь элементом тарифной системы, дополняют тарифные ставки, позволяя дифференцировать заработную плату с учетом различных факторов, «не замеченных» тарифами. Как правило, надбавки устанавливаются с целью стимулирования работы в определенных условиях, отклоняющихся от обычных требований, а доплаты позволяют компенсировать проявления повышенной интенсивности труда (совмещение профессий или должностей) или неблагоприятные факторы труда (многосменность, вредность, сезонность).
Надбавки и доплаты устанавливаются:
- в централизованном порядке; посредством локального нормотворчества;
- посредством индивидуально-договорного регулирования.
В централизованном порядке установлены:
- надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
- за допуск к государственной тайне;
- вознаграждения за выслугу лет и стаж непрерывной работы;
- доплаты за работу в ночное время, во вредных или опасных условиях труда и на тяжелых работах, в выходные и праздничные дни, за сверхурочную работу, звание, классность, ученую степень и др.
Локальными нормативными актами или соглашением сторон устанавливаются различные надбавки и доплаты, связанные с высоким профессиональным мастерством и качеством работы, с применением достижений науки и передовых методов труда, выполнением особо важных или срочных работ.
Практика установления сверхтарифных выплат отличается многообразием. С их помощью отслеживаются те проявления трудовой и творческой активности, которые невозможно стимулировать тарифами. Тарифная система оплаты труда, подвергавшаяся в доперестроечный период строго централизованному регулированию и контролю со стороны государства, в современных рыночных условиях все более перемещается на уровень локального нормотворчества.
Рейтинг 5.0 из 5. Голосов: 100
Категория: Юридическая литература | Добавил: kuzmin (21.03.2014)
Просмотров: 2982 | Рейтинг: 5.0/100