Адвокат Кузьмин Алексей Валерьевич
Адрес: 443063, Россия, Самара, ул. Вольская, 70, офис 3.
Телефоны: ☎️ +7 927 262-06-56; +7 927 723-92-13; +7 846 228-75-96.
Электронная почта 📩 «Задать вопрос адвокату».
Статьи
Меню сайта


Категории раздела
Помощь адвоката [164]
Помощь юриста [63]
Автоюрист [67]
Юридическая литература [452]
Законодательство [10]
Постановления Пленума [23]
Обзоры судебной практики [0]


Статистика


Поиск


· RSS 25.05.2020, 01:05
Главная » Статьи » Юридическая литература

Комиссия по трудовым спорам: организация, компетенция и порядок рассмотрения споров

Комиссия по трудовым спорам: организация, компетенция и порядок рассмотрения споров

КТО образуются из равного числа представителей работников и работодателя (ст. 384 ТК) по инициативе работников или работодателя для рассмотрения индивидуальных трудовых споров (ст. 382 ТК).
Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации. Представители работников избираются общим собранием работников организации или выдвигаются в качестве делегатов представительным органом работников с обязательным утверждением их кандидатур на общем собрании работников организации. Целесообразно в состав КТС выделять не менее 2—3 представителей от каждой стороны. Это предотвращает нарушение сроков рассмотрения заявлений работников при отсутствии на работе одного из членов комиссии и обеспечивает проведение заседаний КТС в правомочном составе ее представителей. Тот или иной представитель может быть досрочно отозван стороной, его выделившей. В этом случае он должен быть заменен другим представителем. Срок полномочий комиссии не установлен, но обычно он составляет не менее года, и избрание комиссии приурочивается к периоду заключения коллективного трудового договора.
По письменному соглашению между профсоюзом и работодателем либо в случаях, предусмотренных в коллективном договоре, КТС могут создаваться в структурных подразделениях предприятий (ст. 384 ТК). Эти комиссии действуют на тех же началах, что и КТС организации. Индивидуальные трудовые споры в КТС структурных подразделений организации могут рассматриваться в пределах полномочий этих подразделений.
КТС избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. КТС организации имеет свою печать. Техническое обслуживание КТС (делопроизводство, подготовка и выдача выписок из протоколов заседания и пр.) осуществляется работодателем. Своим приказом работодатель назначает работника, на которого возлагается техническое обслуживание комиссии. Как правило, такие работники назначаются без указания срока их работы по обслуживанию КТС.
Комиссия рассматривает трудовые споры только по заявлениям работников. Работодатель не вправе по своей инициативе обращаться в КТС за разрешением трудового спора.
По общему правилу трудовой спор рассматривается КТС, если работник не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Работник может обратиться в КТС за разрешением трудового спора в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен КТС по заявлению работника (ст. 386 ТК).
Закон не устанавливает специальной формы заявления в КТС. Отказ в приеме заявления возможен только в том случае, если трудовой спор уже рассматривался в КТС и по нему было принято соответствующее решение, либо стороны не пришли к соглашению.
КТС обязана рассмотреть трудовой спор в 10-дневный срок со дня подачи работником заявления (ст. 387 ТК). Заседания КТС проводятся в нерабочее время. На предприятиях со сменным режимом работы заседания КТС назначаются на такое время, чтобы заинтересованный работник, а также свидетели могли присутствовать на них в нерабочее время.
На заседании необязательно участие всех представителей сторон, выделенных в состав КТС. Но заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя (ст. 387 ТК). Все споры должны рассматриваться КТС в присутствии работника, подавшего заявление. Заочное рассмотрение трудового спора допускается только по письменному заявлению работника. Если работник не явился на заседание КТС, рассмотрение его заявления откладывается. При повторной неявке работника без уважительных причин КТС может снять данное заявление с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление вновь, но только в пределах срока, установленного ТК. В начале заседания председатель объявляет состав КТС, знакомит присутствующих с поступившим заявлением, устанавливает явку заявителя, представителя работодателя, свидетелей и других лиц, вызванных в связи с рассмотрением спора, исследует материалы бухгалтерского учета и иную документацию, имеющую отношение к спору.
Решение КТС принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии (ст. 388 ТК).
Решение КТС имеет обязательную силу. Обязательность решений КТС заключается в необходимости исполнения их администрацией работодателя, а в случае отказа добровольно их исполнить — в обеспечении принудительного исполнения. Решение КТС должно быть конкретным. В решениях по денежным требованиям должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику. На каждом заседании КТС ведется протокол по установленной форме. Он подписывается председателем и секретарем заседания и заверяется печатью КТС.
Копия решения КТС в трехдневный срок вручается работнику и работодателю.
В случае неисполнения работодателем решения КТС в установленный срок работнику выдается удостоверение, имеющее силу исполнительного листа (ст. 389 ТК). Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратились в суд с заявлением о разрешении трудового спора в 10-дневный срок со дня вручения им копии решения КТС либо со дня, когда копия решения КТС должна быть выдана.
КТС вправе рассматривать только те споры, которые законом или иным нормативным актом отнесены к их ведению, т.е. подведомственны им. Например:
- споры работников по поводу соблюдения работодателем установленного законом порядка введения и пересмотра норм и нормативов по оплате труда;
- споры по вопросам соблюдения работодателем условий труда, обеспечивающих выполнение норм выработки;
- споры об обеспечении работодателем нормальных условий для работы;
- споры работников по вопросам оплаты труда при простое и браке продукции;
- споры по вопросу оплаты сверхурочных работ и работ в ночное время;
- споры о выплате компенсации за работу в выходные и праздничные дни;
- споры о заработной плате, компенсациях, отпусках;
- споры о наложении дисциплинарных взысканий и многое другое. КТС не вправе рассматривать споры по вопросам:
- установления норм выработки (норм времени), норм обслуживания (нормативов численности), должностных окладов и тарифных ставок, изменения штатов;
- назначения, исчисления и выплаты пособий по государственному социальному страхованию и пенсий, исчисления трудового стажа для назначения пособий и пенсий;
- исчисления трудового стажа для предоставления льгот и преимуществ, когда законодательством установлен иной порядок рассмотрения этих споров (исчисление стажа для выплаты вознаграждения за выслугу лет, определение размеров ставок заработной платы, должностных окладов и др.);
- восстановления на работе лиц, уволенных по инициативе работодателя;
- предоставления и распределения жилой площади, а также удовлетворения бытовых нужд работников.
Если неясно, подведомствен спор КТС или нет, вопрос должен быть рассмотрен на заседании комиссии. Большинство споров из трудовых правоотношений по применению трудового законодательства рассматривается в общем порядке, то есть, начиная с КТС, и, если КТС в 10-дневный срок не рассмотрела спор, работник вправе перенести его решение в суд. Обращение в КТС не лишает работника права на судебную защиту (ст. 391 ТК).
Рейтинг 5.0 из 5. Голосов: 100
Категория: Юридическая литература | Добавил: kuzmin (25.03.2014)
Просмотров: 3315 | Рейтинг: 5.0/100