Адвокат Кузьмин Алексей Валерьевич
Адрес: 443063, Россия, Самара, ул. Вольская, 70, офис 3.
Телефоны: ☎️ +7 927 262-06-56; +7 927 723-92-13; +7 846 228-75-96.
Электронная почта 📩 «Задать вопрос адвокату».
Статьи
Меню сайта


Категории раздела
Помощь адвоката [164]
Помощь юриста [63]
Автоюрист [67]
Юридическая литература [452]
Законодательство [10]
Постановления Пленума [23]
Обзоры судебной практики [0]


Статистика


Поиск


· RSS 27.05.2020, 04:32
Главная » Статьи » Юридическая литература

Гражданско-правовой статус фонда, учреждения, объединения юридических лиц, потребительского кооператива

Гражданско-правовой статус фонда, учреждения, объединения юридических лиц, потребительского кооператива

Фонд представляет собой некоммерческую организацию, создаваемую учредителями в определенных общественно полезных целях путем объединения имущественных взносов. Фонд является собственником имущества, в том числе взносов учредителей, у которых какие-либо имущественные права по отношению к фонду отсутствуют (п. 3 ст. 48, п. 3, 4 ст. 213 ГК). Фонд не основан на членстве, участие учредителей в деятельности фонда и в управлении им не предполагается.
В зависимости от целей деятельности возможно создание фондов различных видов, имеющих особенности в правовом статусе. В частности, фонд может рассматриваться как одна из организационно-правовых форм общественных объединений и действовать в соответствии с Законом об общественных объединениях. Допускается учреждение фондов в качестве благотворительных организаций, действующих в соответствии с Законом о благотворительности. Кроме того, правовой статус отдельных фондов может определяться и подзаконными актами, например Указом Президента РФ от 6 марта 1995 г. № 242 «О национальном фонде молодежи»; Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. № 536 «О создании фонда по поддержке соотечественников за рубежом «Россияне»».
В Российской Федерации действует значительное количество организаций, именуемых фондами. Однако по своей правовой природе большинство из них фондами не являются, ибо созданы в иных формах, как правило, в форме учреждений.
Правом учреждать фонд обладают граждане и юридические лица. Статья 18 ГК не устанавливает каких-либо особых требований к субъектному составу участников фонда. Однако специальные законы, регулирующие деятельность фондов отдельных видов, определенные ограничения предусматривают. Так, учредителями общественного фонда правомочны выступать граждане и юридические лица, созданные исключительно в форме общественных объединений. Закон об общественных объединениях прямо предусматривает, что учредителями общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 19). Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений (ст. 8 Закона о благотворительности).
Фонд обладает специальной правоспособностью и осуществляет деятельность в соответствии с целями создания, закрепленными в уставе. Возможные формы предпринимательской деятельности фонда ограничены. По сравнению с другими некоммерческими организациями он не обладает правом участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Что касается благотворительных фондов, то им запрещено участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. Им также запрещается использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний (ст. 12 Закона о благотворительности).
Порядок формирования органов фонда и их компетенция определяются уставом. Особым органом фонда, создаваемым в обязательном порядке, является попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства. Следует отметить, что попечительский совет действует исключительно на общественных началах (п. 3 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях). Порядок создания и деятельности попечительского совета определяется уставом фонда. Учреждения создаются для определенной деятельности некоммерческого характера собственником имущества, в том числе государством, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственниками.
Круг лиц, обладающих правом создавать учреждения, функционирующие в особых сферах, ограничен. Так, благотворительное учреждение может быть создано только благотворительной организацией (ст. 7 Закона о благотворительности); учреждение профессионального религиозного образования для подготовки служителей и религиозного персонала — только религиозными организациями (ст. 19 Закона о свободе совести); общественное учреждение — гражданами и юридическими лицами, являющимися общественными объединениями (ст. 7 Закона об общественных объединениях). Учредителем высшего учебного заведения, реализующего военные профессиональные образовательные программы, может быть исключительно Правительство РФ (ст. 10 Закона о профессиональном образовании).
Учредительным документом учреждения, как правило, является устав, утверждаемый собственником (собственниками). Его содержание должно отвечать общим требованиям (п. 2 ст. 52 ГК) и тем, которые установлены специально для учреждений отдельных видов. В случаях, когда планируется создание нескольких учреждений, выполняющих однородные функции, возможно утверждение примерного устава. Учреждение также может действовать на основании положения об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 ГК). В настоящее время издано значительное количество таких положений. Так, постановлением Правительства РФ от 25 марта 1999 г. № 329 утверждено Положение о театре в Российской Федерации, которое для государственных театров является обязательным, а для иных — примерным. Многие образовательные учреждения действуют на основании типовых положений, среди которых положения о дошкольном образовательном учреждении; об общеобразовательном учреждении; об образовательном учреждении дополнительного образования детей; о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования и др. Помимо типовых принимаются и действуют примерные положения, например, об учреждениях социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Деятельность учреждения полностью или частично финансируется собственником посредством передачи учреждению денежных средств или закрепления иного имущества на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения этим имуществом в соответствии с его назначением и заданиями собственника в пределах, установленных законом. Учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним, а также приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Вместе с тем из этого общего правила могут быть установлены исключения для учреждений отдельных видов. Так, государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе сдавать в аренду закрепленное за ними имущество в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 27 Закона о профессиональном образовании.
Собственник может наделить учреждение правом заниматься деятельностью, приносящей доходы, предусмотрев это в уставе (положении). Такие доходы и приобретенное за счет них имущество учитываются на самостоятельном балансе и поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 2 ст. 298 ГК). ГК прямо не указывает на характер вещного права, возникающего у учреждения на данное имущество, по сути же оно сходно с правом хозяйственного ведения. Вместе с тем некоторые законы предусматривают, что денежные средства, полученные от разрешенной деятельности, и приобретенное на них имущество поступают в собственность учреждения.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными от учредителей или из иных законных источников. В случае их недостаточности взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное собственником за учреждением на праве оперативного управления, а также на имущество, приобретенное за счет средств, выделенных по смете. Однако если учреждению предоставлено право заниматься хозяйственной деятельностью, приносящей доходы, на эти доходы и приобретенное на них имущество, не поступающее в оперативное управление, также может быть обращено взыскание по долгам учреждения.
Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения, за которым это имущество закреплено. Так, ответственность по обязательствам государственных и муниципальных учреждений несут соответствующие публично-правовые образования имуществом, составляющим их казну. Законом могут предусматриваться исключения из этого правила, поскольку допускается установление особых норм, действующих в отношении учреждений отдельных категорий. Например, согласно ст. 11 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» при недостаточности у учреждений денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные и центральный органы управления уголовно-исполнительной системы.
Статья 121 ГК предусматривает создание объединений в форме ассоциации или союза либо только коммерческими, либо только некоммерческими юридическими лицами. Вместе с тем одновременное участие в объединении тех и других организаций прямо не запрещается. Более того, согласно общей норме п. 4 ст. 50 ГК создание объединений, куда бы входили и коммерческие, и некоммерческие организации, возможно.
Объединение обладает специальной правоспособностью, объем которой зависит от характера его участников. Ассоциация (союз), созданная коммерческими юридическими лицами, имеет строго определенные цели — это координация осуществляемой ими предпринимательской деятельности, представление и защита общих имущественных интересов. Возможность непосредственного осуществления объединением деятельности в иных направлениях, в том числе предпринимательской, исключается. Тем самым правоспособность объединения коммерческих организаций ограничивается, ибо иные некоммерческие организации определяют направления своей деятельности самостоятельно и обладают правом осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности, хотя и на строго определенных условиях.
ГК не предусматривает издания специальных актов, определяющих статус ассоциаций (союзов). Однако в настоящее время действует ряд законов, регулирующих отношения, связанные с созданием и деятельностью объединений некоммерческих организаций отдельных видов. В частности, правовое положение ассоциаций (союзов) потребительских кооперативов определяется Законом РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации» (далее — Закон о потребительской кооперации) и Законом о сельскохозяйственной кооперации. Ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических и дачных объединений создаются и действуют в соответствии с Законом о садоводческих объединениях. Деятельность союзов (ассоциаций) общественных объединений регламентируется Законом об общественных объединениях, объединений профсоюзов — Законом о профсоюзах. Благотворительные организации создают объединения в соответствии с Законом о благотворительности. Физкультурно-спортивные объединения действуют на основании Закона о спорте, объединения научных организаций — на основании Закона о науке, объединения образовательных учреждений отдельных видов — на основании Закона о профессиональном образовании. Союзы и ассоциации обществ потребителей могут создаваться в соответствии с Законом от 7 февраля 1992 г. № 3200-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей). Кроме того, правовой статус отдельных объединений может определяться и подзаконными актами.
Юридические лица, объединившиеся в ассоциацию (союз), сохраняют свою самостоятельность; факт участия в объединении не влияет на объем правоспособности юридического лица. Оно обладает теми же правами, что и до вступления в ассоциацию (союз).
Имущество ассоциации (союза) складывается за счет регулярных и единовременных поступлений от участников, а также иных допускаемых законодательством источников. Публично-правовые образования также могут принимать участие в формировании имущества объединений. Имущество принадлежит объединению на праве собственности (п. 3ст. 48, п. 3 ст. 213 ГК) и используется в соответствии с его специальной правоспособностью. При ликвидации объединения имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между участниками, а направляется на цели, аналогичные целям ликвидируемого объединения.
Ассоциация (союз) не несет ответственности по обязательствам своих членов. Напротив, члены ассоциации (союза) отвечают по ее обязательствам — несут субсидиарную ответственность всем своим имуществом. Это является исключением из общего правила, согласно которому учредители юридического лица не отвечают по его обязательствам (п. 3 ст. 56 ГК). Основания и пределы ответственности членов определяются в учредительных документах объединения. Там же решается вопрос о том, долевая это ответственность или солидарная.
В наименование объединения должны включаться указание на характер его деятельности, а также слово «ассоциация» или «союз». Наряду с ними специальные законы допускают возможность использования слова «объединение».
Рейтинг 5.0 из 5. Голосов: 100
Категория: Юридическая литература | Добавил: kuzmin (22.03.2012)
Просмотров: 7898 | Рейтинг: 5.0/100