Адвокат Кузьмин Алексей Валерьевич
Адрес: 443063, Россия, Самара, ул. Вольская, 70, офис 3.
Телефоны: ☎️ +7 927 262-06-56; +7 927 723-92-13; +7 846 228-75-96.
Электронная почта 📩 «Задать вопрос адвокату».
Статьи
Меню сайта


Категории раздела
Помощь адвоката [164]
Помощь юриста [63]
Автоюрист [67]
Юридическая литература [452]
Законодательство [10]
Постановления Пленума [23]
Обзоры судебной практики [0]


Статистика


Поиск


· RSS 19.04.2024, 09:22
Главная » Статьи » Юридическая литература

Государственная пошлина. Понятие, плательщики, порядок и сроки уплаты. Дифференциация размеров государственной пошлины и особенности уплаты

Государственная пошлина. Понятие, плательщики, порядок и сроки уплаты. Дифференциация размеров государственной пошлины и особенности ее уплаты. Льготы. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 13 ч. 1 НК государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам.
Понятие государственной пошлины дано в п. 1 ст. 333.16 НК. В соответствии с ним под государственной пошлиной следует понимать сбор, взимаемый с лиц, названных в НК в качестве плательщиков этого сбора, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, на совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных НК, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Сравнивая приведенное определение государственной пошлины с ранее известным российскому законодательству определением (ст. 1 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине»; далее — Закон о государственной пошлине), необходимо отметить, что в НК более точно отражена правовая природа государственной пошлины — это не обезличенный с позиции налогового законодательства платеж, а именно сбор, под которым в соответствии с п. 2 ст. 8 НК понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В п. 1 ст. 333.17 НК установлено, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
При этом все они признаются плательщиками только в случаях, предусмотренных п. 2 этой статьи, когда только и возникает объект взимания
государственной пошлины. В качестве таких случаев указаны следующие.
1. Обращение за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК. Этот случай прямо следует из определения государственной пошлины, данного в п. 1 ст. 333.16 НК. В гл. 25.3 ЧК отсутствует обобщенный перечень юридически значимых действий, за совершение которых подлежит взиманию государственная пошлина (хотя состав таких действий по сравнению с ранее действовавшим законодательством значительно расширен). Это оправдано, так как названные действия перечислены в соответствующих статьях гл. 25.3 НК, устанавливающих размеры государственной пошлины.
Однако в целях формирования более четкого понимания объектов взимания государственной пошлины привести такой перечень представляется необходимым.
Согласно положениям гл. 25.3 НК государственная пошлина взимается:
- с ходатайств, заявлений, исковых заявлений, жалоб (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной), подаваемых в суды общей юрисдикции и мировым судьям (ст. 333.19 НК);
- с ходатайств, заявлений, исковых заявлений, жалоб (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной), подаваемых в арбитражные суды (ст. 333.21 НК);
- с запросов, ходатайств и жалоб, подаваемых в КС РФ (ст. 333.23 НК);
- с обращений, направляемых в конституционные (уставные) суды субъектов РФ (ст. 333.23 НК);
- за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ и (или) законодательными актами субъектов РФ на совершение нотариальных действий (ст. 333.24 НК);
- за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами (ст. 333.26 НК);
- за совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ (ст. 333.28 НК);
- за совершение действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы (ст. 333.30 НК);
- за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора (ст. 333.31 НК);
- за совершение прочих юридически значимых действий (ст. 333.33 НК);
- за выдачу документов (их копий, дубликатов).
2. Кроме того, согласно пп. 2 п. 2 ст. 333.17 НК организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины при совокупности следующих обстоятельств:
- лицо выступает ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном суде или по делам, рассматриваемым мировыми судьями;
- решение суда принято не в пользу определенного физического лица или организации;
- лицо, выступающее истцом по рассмотренному делу, освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 НК.
Сроки уплаты государственной пошлины определены в п. 1 ст. 333.18 НК отдельно для каждого конкретного случая ее уплаты. При этом следует отметить, что общий принцип, по которому установлены сроки уплаты государственной пошлины, основан на правовой природе государственной пошлины как сбора: по общему правилу без уплаты (за исключением случаев освобождения от уплаты, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты) государственной пошлины совершение юридически значимых действий в отношении лица невозможно. Поэтому по общему правилу (имеющему ряд исключений) государственная пошлина подлежит уплате до момента обращения в орган или к должностному лицу за совершением соответствующего юридически значимого действия. Так, например, при обращении в КС РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям плательщик уплачивает государственную пошлину до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (пп. 1 п. 1 ст. 333.18 НК). При обращении за совершением нотариальных действий государственная пошлина уплачивается до совершения нотариальных действий (пп. 3 п. 1ст.333.18НК).
Порядок уплаты государственной пошлины определен в п. 2-4 ст. 333.18 НК. В соответствии с ним и, если иное не установлено гл. 25.3 НК, государственная пошлина уплачивается непосредственно ее плательщиком. Тем самым законодательно разрешен вопрос о том, как следует поступать в случаях, когда уплата государственной пошлины произведена не лицом, обращающимся за совершением юридически значимых действий, а другим лицом. В этом случае государственная пошлина просто не будет считаться уплаченной и соответственно не будет оснований для совершения юридически значимых действий.
Ранее же этот вопрос на практике решался иначе (см., например, п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. № 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине»).
В случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, государственная пошлина уплачивается ими в равных долях. В случае если среди них одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 25.3 НК освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным от ее Уплаты.
Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий также определяются в соответствующих специальных статьях гл. 25.3 НК.
Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается соответствующей квитанцией.
Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены НК соответственно для организаций и физических лиц.
Конкретные размеры государственной пошлины определены соответствующими статьями гл. 25.3 НК отдельно для каждого вида юридически значимых действий. По сравнению с ранее действовавшим законодательством, посвященным государственной пошлине (Закон о государственной пошлине), гл. 25.3 НК, размеры государственной пошлины установлены в фиксированных суммах, а не в кратности к установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда в месяц, как это было в большинстве случаев ранее.
Следует отметить, что освобождение от обязанности по уплате государственной пошлины не предусматривает ни один из действующих специальных налоговых режимов (гл. 26.1, 26.2 - 26.4 НК). Между тем гл. 25.3 НК прямо установлены случаи освобождения от уплаты государственной пошлины (льготы). Такие льготы устанавливаются двумя способами.
В ст. 333.35 НК предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций. В соответствии с ней, например, федеральные органы государственной власти освобождаются от уплаты государственной пошлины за право использования в своих наименованиях слов и словосочетаний «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний, а физические лица — Герои Советского Союза, Герои РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния и т.д.
Кроме того, отдельно установлены льготы по уплате государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий определенной категории:
- в ст. 333.36 НК — льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям;
- в ст. 333.37 НК - льготы при обращении в арбитражные суды;
- в ст. 333.38 НК — льготы при обращении за совершением нотариальных действий;
- в ст. 333.39 НК - льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния.
Согласно п. 7 ст. 333.40 НК возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном гл. 12 НК. Глава 12 НК включает в себя две статьи — ст. 78, в которой установлен порядок зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней, и ст. 79, в которой установлен порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, а также пеней. Однако указанные нормы в отношении излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины должны применяться с учетом особенностей, установленных гл. 25.3 НК.
Такие особенности определены в ст. 333.40 НК «Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины». В этой статье определены случаи, когда уплаченная государственная пошлина подлежит возврату полностью или частично (п. 1 и 4), а также случаи, когда уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату, несмотря на то что соответствующие юридически значимые действия совершены не были (п. 2).
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной суммы государственной пошлины.
К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины, а также документы, подтверждающие уплату государственной пошлины. Возврат суммы излишне уплаченной государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата (п. 3 ст. 333.40 НК).
Кроме того, плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия (п. 6 ст. 333.40 НК).
Статьей 333.41 НК установлены особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины. Эти особенности заключаются в том, что, во-первых, отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев. Во-вторых, на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка (рассрочка), проценты не начисляются в течение всего срока отсрочки.
Доверьте решение своих проблем профессионалам!

Более подробную информацию можно получить в разделах сайта:
Категория: Юридическая литература | Добавил: kuzmin (30.03.2014)
Просмотров: 7207 | Рейтинг: 4.9/104